Очень часто приходится слышать словосочетание "наша команда", когда речь идет о сотрудниках той или иной компании и это легко объяснить. Как и в спорте каждая команда имеет специалистов с разными наборами навыков и качеств. В спорте у вас есть защитники, нападающие, вратари, есть те, кто занимается на поле креативом и те, кто выполняет вполне приземленные функции. Или говоря иначе, есть те, кто рояль носит и те, кто на нем играет, но музыки не будет как без первых так и без вторых и ваша задача, как владельца - собрать оптимальный состав, который будет закрывать все функции, которые должен выполнять ваш бизнес.
Еще в 70е годы Доктор Ицхак Адизес, специалист в области управления и основатель компании Adizes Institute, разработал модель, которую интегрировали тысячи компаний по всему миру и с помощью которой они анализируют и структурируют свой персонал.
В основе концепции лежат 4 основных роли, которые, по сути мы можем использовать не только в отношении управленческого состава, как это делал Адизес, но и в отношении линейных специалистов, которые работают и в нашем цветочном салоне.
Первая роль - P (Producer), "Производитель", это по сути наш флорист, который имеет достаточно навыков, чтобы собрать букет любой сложности или выполнить тз поставленный клиентом.
Вторая роль - А (Administrator) "Администратор", человек, который занимается приемом заявок, их распределением между флористами и курьерами. Для этого члена команды важна структурированность и понимание всех процессов.
Третья роль - E (Enterpreneur), "Предприниматель" его главная задача продать, либо в глобальном смысле найти нужную нишу и следовать заданной стратегии. В нашем случае это может быть шеф-флорист, или арт-директор, который отвечает за сезонную коллекцию, ассортимент, ценообразование и т.д.
Четвертая роль I (Integrator) "Интегратор", в классическом понимании это тот, который обеспечивает коммуникацию внутри команды, но в нашем случае мы поменяем его на специалиста, который взаимодействует с аудиторией, правильно донося наши идеи и предложения. Медиатор между нами и клиентами, чувствующий тренды и умеющий правильно создавать контент.
Не существует команд, в которых один и тот же игрок и отбивал бы мячи, оборонялся и создавал опасные моменты и забивал голы. Даже Леонелю Месси или Джеймсу Леброну нужны партнеры, которые забирая часть функций дают им возможность проявить себя лучше всего.
Точно также не существует бизнеса, где все 4 функции выполняет один и тот же человек. Конечно, каждый из нас пытался и каждый сталкивался с типичными ошибками. Вспомните, сколько раз вы забывали отправить заказ вовремя, или как у вас не оставалось времени на коммуникацию с клиентами через соц сети и публикацию каких-то работ?
Вот поэтому вам и важна команда. Зная сильные с слабые стороны ваших работников вы можете совершенствовать работу салона, выделяя сильные стороны каждого из них и помогая им не делать то, что они не умеют. Более того, не существует людей, способных закрыть все четыре роли, с максимальной отдачей вы можете выполнять не более двух из четырех ролей.
Это очень трудное задание, но попробуйте оценить себя и ваших работников по каждому из четырех показателей, присвоив рейтинг от 1 до 10. Будьте честны сами с собой, ведь от этого зависит ваш бизнес.
Давайте попробуем сделать это вместе на примере:
- Вы купили цветочный салон, а значит у вас скорее всего нет большого опыта во флористике и вы врядли справитесь с повседневной работой флориста. Наверное, вы можете себе поставить 2 из 10 по параметру P
- Ваша предыдущая работа была связана с администрированием, закупками и т.д., поэтому вы скорее всего не будете испытывать дискомфорта с ролью А - 8 баллов
- Вы знаете много о продажах и хорошо ориентируетесь на рынке. Вы можете спрогнозировать тренды и понять, что хочет ваш клиент. Параметру E ставим 9 баллов
- Но при этом социальные сети это не ваше. Хорошее фото, красивый, продаваемый текст, таргетирование, владение СММ - это сложно. Вы и со своим личным аккаунтом едва справляетесь. Поэтому поставим 1 из 10 по параметру I.
Тогда у нас с вами получиться вот такая карта, из которой мы совершенно точно можем понять, что при сильном администрировании и коммерческой составляющей мы не можем сделать хороший продукт и не умеем презентовать его аудитории. Поэтому мы не справимся с салоном, но вполне можем открыть киоск, в котором будем продавать розы.
А теперь представим, что в нашей команде четыре специалиста. Создав карты PAEI для каждого из них вы можете свести их в одну общую, визуализировав сильные и слабые стороны вашего бизнеса.
Очевидно, что при двух хороших флористах, прекрасных навыках администрирования и ведения бизнеса вы теряете аудиторию из-за отсутствия навыков у вашей команды навыков СММ. При этом, вы понимаете, что ваших знаний и навыков в администрировании хватит, чтобы смириться с расставанием со Светланой, на место которой придет работник с недостающими навыками.
Таким образом вы можете создать команду мечты, где каждый из ваших работников настоящий профессионал в своей роли. Но можно использовать эти данные и иначе. Купив готовый салон, вы можете выстраивать ваш бизнес исходя из тех специалистов, которые есть у вас в наличии. Точно также, если вы в кризисной ситуации или должны быть сдержанными в бюджете, с невозможностью нанимать дополнительный персонал, вы можете держаться на плаву, подстраивая бизнес модель под текущие навыки вашей команды.
Главное понимать, что система PAEI - дает вам дополнительное, более четкое понимание сильных и слабых сторон вашего персонала и эти данные можно использовать как для радикального, "хирургического" вмешательства в состав команды, в критических случаях, так и для спокойных, планомерных изменений, которые улучшат работу вашего бизнеса и его прибыльность.