- В первую очередь хотелось бы спросить у вас: у вас столько проектов, Вы только вернулись из Америки, вы готовитесь к участию в фестивале, ведёте все социальные сети, школа… В чём секрет успеха, как вы всё успеваете?
- На самом деле у меня сейчас не такая активная насыщенная жизнь, как была два года назад либо даже год назад. Это связано с тем что раньше было больше активностей по всему миру, а сейчас все это сильно сократилось. А с другой стороны я думаю, что это новый этап, когда уже понимаешь, что невозможно везде быть и нужно выбирать и более точечно делаю то что хочу. Если раньше были фестивали, то сейчас если ты хочешь что-то сделать, то должен сделать это сам и раньше я делал всё подряд и было много шума, то сейчас более точечно выбираю чем заняться.
- Какие направления приоритетны сейчас в вашей работе в вашем творчестве?
Приоритетна у меня конечно же школа, создание базы, системы, того, как она работает. Конечно же привлечение новых учеников, новых людей к себе. Это основная моя работа и деятельность. Влюбить как можно больше людей в цветы, во флористику, рассказать, показать, как это может быть, что флористика это не только про букеты, это гораздо шире.
Вроде бы мы все считаем себя творческими людьми, художниками, но отношение как контролёрше в автобусе, образно говоря. А это же не так. Мы это сами сделали, за все эти годы, мы не говорили о том, что флористика – это искусство в широком понимании этого слова. И это сейчас моя задача.
Я чувствую, что во мне есть этот потенциал, во мне есть это желание, во мне есть что сказать цветами. И я хочу, чтобы флористы и люди относились к цветам или букетам по-другому. Не просто как к товару, но как к идее, к посылу, к настроению. Чтобы люди обращались к цветам в сложных жизненных ситуациях, когда тебе необходимо подумать о чём-то, ведь когда ты занимаешься цветами, ты отключаешься от мира, остаёшься наедине с собой.
Вы видели сколько людей ко мне подходит, даже вот здесь, я иду пять метров подходит это либо ученик мой, либо коллега, либо просто подписчики, и они все мне говорят Дима спасибо, ты изменил нашу жизнь. Их жизнь меняется благодаря флористике, особенно это очень важно в переходном возрасте, у женщин после 50, когда знаешь что уже пожил, есть дети, внуки, всё устроилось, у многих жизнь заканчивается, но они приходят учиться и потом мужья этих женщин говорят, либо пишут, благодарим тебя, что ты дал новую жизнь нашим женщинам.
Поэтому если говорить про цветы, про работу про проекты, то вот мой главный проект - привить любовь к цветам большему числу людей, чтоб они понимали, что флористика — это не только красота цветов, но гораздо больше.
- Мы сегодня находимся на таком знаменательном событии которого ждали очень долго. Ваши впечатления в целом от чемпионата, от пяти заданий. Какая работа впечатлила, или несколько работ впечатлили вас какой-то дизайнерской мыслью, что-то оказалось неожиданным для вас.
- Сложно ответить (смеется). Я второй раз на чемпионате Европы. Первый раз как зритель. Может быть это связано с тем, что прошлый раз я на чемпионате участвовал, у меня не было этой возможности вот так вот ходить, общаться, чувствовать эти вайбы, что-то разглядывать. Вот мы сейчас обсуждали с Винченцо Антонуччи и он сказал, что схожая техника одной из работ была на прошлом чемпионате у Романа Штенгауэра, а у меня не было времени чтобы рассмотреть и не было сил, потому что я сам участвовал. А здесь - я рассматриваю и у итальянца Фабио тема с магнитами мне очень понравилась.
- Мы заговорили об итальянце, многие обсуждают его букет перевернутый, ваше отношение: букет или композиция?
- Мне хочется рассмотреть его поближе, хочу понять, как он сделан, букет — это же охапка, с одной связкой, которая должна держать все цветы. А я видел у него некоторые цветы проткнуты сквозь воду и это уже не букет, хотя мне говорят, что букет. Я жду что скажут судьи как они это объяснят, он молодец, с точки зрения, что рискнул.
Хотя, самое главное правило при участии в конкурсах не рисковать, а делать то, что ты делал, что собственно все и сделали. Но это скучно. Здесь риск. Все эти работы они не рисковые, нет импровизации, хотя это сложно и даже опасно делать импровизации на конкурсах. Я считаю, что несколько участников могли бы рискнуть, что-то сделать другое.
Не увидел я здесь и новинок. Скучно. Одинаково. Тоскливо как-то даже. Прям хотелось праздника какого-то. Даже подбор цветов монотонный одинаковый какой-то весь.
- Если говорить о результатах, как вы считаете, кто по вашему мнению точно попадёт в топ?
- Шесть человек, на которых мы ставим ставки, кто будет на сцене по странам: Германия, Венгрия, Армения, Румыния, Голландия, Австрия. Я думаю вот они.
- Последний вопрос: ваша точка зрения к чему мы должны стремиться во флористике в ближайшем году.
- Во флористике сложно говорить про год, я думаю, что во флористике надо говорить о будущем на пять, десять лет. Я вообще считаю и до сих пор об этом говорю, что флористика – это профессия будущего. Потому что это очень видно вот сейчас на трендах.
Сейчас тренд что? Сухоцвет и травы. Что такое трава – это материал, который растёт везде. Это как паразит, сорняк. И сейчас флористы и дизайнеры стали использовать этот материал, это о чём говорит, о том, что людям не хватает близости с природой, что люди устали от гаджетов, искусственных материалов, от пластмассы...
За время пандемии они поняли, что в природе есть сила. В природе есть энергия, которая может вывести человека из любой ситуации, из любого положения. Человек чувствует в природе силу. Поэтому профессия флорист – профессия будущего. Природа – вечная, а значит профессия флорист - это вечная профессия. Поэтому я думаю, что тренд за натуральностью, за естественностью, за смыслом! И за какой-то неодинаковостью. Потому что вот научились все делать круглые эти букеты – зефирки. А дальше? А дальше ничего нет, дальше никакого развития нет. И даже здесь, на конкурсе это видно. Можно вычленить что-то местами, я к примеру в восторге от букетов австрийца и немца – это немецкая школа. Но вот так, глобально, что бы увидеть и отвисла челюсть… такого здесь не оказалось.