Что же, начнем с простого вопроса. Как вы начали заниматься флористикой и как это ремесло стало вашим призванием?
С раннего детства я был склонен к созерцанию природы и был очарован тем, как все устроено. Не только растения, но и животные, и ход природы в целом. Позже я стал проявлять интерес к эстетике. Так эти увлечения объединились в мою миссию.
Сейчас Вы более известны как арт-флорист, почему Вы выбрали именно эту нишу?
Это было очень естественно. Я человек, которому постоянно нужно прогрессировать и развиваться. Я также требую этого от людей, которые находятся в непосредственной близости. Я ищу идеи в дизайне и архитектуре, а поскольку эти направления постоянно развиваются, я думаю, что и наше ремесло должно прогрессировать и развивать формы искусства.
Вы являетесь одним из ярких представителей этого направления (арт-флористика), могли бы Вы назвать своих коллег, которые следуют этому направлению и за кем вам интересно наблюдать?
Мне очень трудно рекомендовать кого-то, кто похож на меня. Моя цель - быть совершенно другим, не похожим на других. Флористы, за которыми я слежу, - это люди, которых я уважаю за то, чего они добились в жизни, за то, как они смогли принести свою жизнь в жертву цветам. Но больше всего меня мотивируют к творчеству другие сферы. В основном это люди, работающие в области искусства, архитектуры, скульптуры. Я слежу за несколькими художниками, которые делают различные перформансы. Еще я слежу за Вселенной. Но самое большое вдохновение - это фотографы, которые посвящают себя природе. Насекомые, птицы, цвета и структуры или даже различные повседневные детали, которые раскрывают другое лицо природы.
Ваш стиль легко узнаваем, вас сложно перепутать с кем-то другим. Как вы сами его описали бы?
Мне нравятся новые технологии, новые знания, расширение границ. Мне нравится, когда человек может выйти из зоны комфорта. Мне очень нравится шокировать людей, мне очень нравится мотивировать людей к дискуссиям. Я знаю, что многие из проектов, которые я делаю, людям трудно принять. Очень часто именно в этих элементах люди спрашивают себя, что в этом такого сложного? Или многие эксперты ищут в моих работах флористику HAUTE COUTURE. Они ищут сложность, они ищут продуманность, они ищут сочетание материалов. Но то, что наиболее заметно в работах, - это простота. Больше всего я делаю акцент на идее и послании. Второе - это акцент на чем-то одном. Каждая из моих работ всегда характеризуется доминированием одного основного момента. Иногда это техника. Иногда это растение. Иногда это структура. Или лицо, или текстура. Но одна основная точка всегда важна. Мне не нравится, когда ориентир теряется в сложности конечной работы.
Кто из флористов оказал на вас влияние и сформировал ваше видение флористики?
На данный момент для меня это только один ориентир. Азума Макото. Я знаю, что многие мои коллеги не признают его стиль, который очень часто является разрушительным. Он любит использовать элементы, которые разрушают растения. Но для меня он художник, который раздвигает границы допустимого. Но самое главное: он предлагает взглянуть на природу с совершенно другой точки зрения. Таким образом он также развивает нашу область. Он нарушает обычные законы, он нарушает закон гравитации. Его творчество можно только пропустить через себя, чтобы оно текло через чувства. Он - настоящий художник.
Кого бы вы назвали своим главным учителем?
Я знаю очень точный ответ на этот вопрос. Это жизнь. Я не тот человек, который увлекается кем-то. Я работаю, перенося то, что я испытываю, на свою работу, или то, что оказывает на меня влияние. Что-то неправильное, либо наоборот, что-то необыкновенное. Чтобы люди задумались о происходящем. Жизнь - мой величайший учитель.
Каким был наивысший момент в вашей карьере?
Прошло много времени с тех пор, как я сошел с коммерческого пути. Был момент, когда я понял, что хочу идти по пути искусства. Я помню, когда я получил счет и сказал своим людям в команде, что наш путь не годится, что мы должны идти более сложным путем. Путем личности. Этот путь не будет легким, но он будет более увлекательным.
Были ли моменты разочарования? И как вы с ними справлялись?
Конечно. Такие моменты есть у каждого в жизни. Эти моменты могут вас сломать, но они же могут помочь двигаться вперед. И всегда работаю, чтобы сделать их именно такими.
Оформление визита Папы Римского - расскажите нам об этом событии.
Это был проект, который определенно относится к числу уникальных. С самого начала и до конца. Даже будучи маленьким мальчиком, я мечтал сделать что-то из цветов для Папы Римского. Поэтому я начинал когда-то оформлять церкви. Наверное, это мечта каждого верующего человека.
Когда я узнал, что Папа Римский будет в Словакии, я решил послать запрос непосредственно в штаб-квартиру церкви. Я нарисовал проект, отправил, и это сработало.
Это было очень ответственно. Я представил проекты архитекторам, которые отвечали за все это мероприятие. Это были очень сложные шесть недель, когда мы много общались друг с другом. Было совсем не просто объяснить, что флористика сегодня имеет совершенно другую форму, чем в прошлом. Архитекторы были очень насторожены. Но в итоге мне удалось отстоять свое мнение о сотрудничестве в совершенно ином направлении. В результате все сложилось прекрасно.
Этот проект был также чрезвычайно требователен из-за протокола, который должен был быть выполнен на 100%. Было три формы протокола, которым должно было соответствовать оформление. Гражданский, государственный и литургический. Для каждого из них в моем распоряжении был специалист и советник. Этот опыт был невероятным. Мне нравится такой вызов и сложность проекта и я принял его с радостью и энтузиазмом. И что самое интересное, вся моя команда прекрасно его реализовала. Сейчас этот проект и наша команда, номинированы на самую большую архитектурную премию, которая есть в Словакии. Это самая престижная награда в области архитектуры. Я даже не мечтал о таком.
Вы, вероятно, единственный словацкий флорист, который так хорошо известен. Насколько важно для вас, помимо всего прочего, быть послом культуры своей страны?
Это очень хороший вопрос. Потому что многие люди не понимают, что быть послом - это не только эстетика. Но это еще и ответственность, демонстрация того, в каком состоянии находится флористика в конкретном регионе. Создание концепций или коллекций и публикация их в журналах - одна из тех прекрасных и благородных вещей. Для меня это глазурь на торте. Но гораздо важнее для меня то, как это принимается в моей стране. Как она прогрессирует. Как совершенствуются люди. Какие условия создаются здесь, чтобы мы могли двигаться вперед. Очень важно предпринять все шаги для того, чтобы эта область прогрессировала.
Ситуация с пандемией была очень важной и новой. Я не мог путешествовать, как и все остальные люди и я сконцентрировался на решении локальных проблем, которые касались всех. Это были проблемы существования. Это были проблемы, с которыми сталкивался каждый из нас. Я создавал программы для нескольких цветочных магазинов. Я занимался консультированием по вопросам бизнес-стратегии. Я создавал концепции. Занимался тренингами с персоналом. Я спас несколько десятков цветочных магазинов здесь. Это была ежедневная борьба. Было много слез, было много тревоги. Но я был полон решимости. Это была вера в важность помощи. Это был момент, когда я понял, что сейчас важно помогать. Важно, чтобы я встал на защиту своей страны, и это помогло людям здесь, в Словакии. И в этом также заключается миссия посла. С помощью нашей региональной идентичности, мы можем переломить ход событий и встать на путь прогресса.
Каких флористов из вашей страны вы могли бы порекомендовать?
Назвать одного или двух флористов было бы некорректно и неверно. Неправильно отдавать предпочтение конкретному человеку, или конкретной компании. Очень важно, что наша флористика действительно высокого качества. Она конкурентоспособна на мировом уровне. Я думаю, что словацкие флористы действительно пытаются продвигать нашу идентичность. Это самое важное, почему я хочу быть послом. Сделать нашу идентичность узнаваемой в Европе.
Ваши работы очень техничны, вы часто используете неожиданные материалы, трансформируя их, является ли это частью вашего видения флористики?
Да, это важно для меня. Как я уже говорил, раздвигать границы и двигаться вперед - это приоритет для меня. В основном это послание, которое я хочу передать молодым людям: двигаться вперед, экспериментировать, прогрессировать. Чтобы они не боялись нарушать правила. Правила, которые так консервативны в европейской флористике. Я считаю себя бунтарем. Я пытаюсь спровоцировать молодых людей, чтобы они не боялись различных тем и не боялись экспериментировать.
Технические элементы, а также различные виды трансформации материала - это один из пунктов, который может продвинуть нас вперед. Я думаю, что пришло время отпустить запреты. Долгое время европейская флористика не развивалась технически. И поэтому необходимо привнести много нового, вдохновляющего.
В ваших работах часто встречаются фаллические символы и отсылки к эротике - это сознательное решение?
Конечно. Не бойтесь разных тем. Покажите свое истинное лицо. Эротика - это часть нашей жизни, каждой человеческой жизни. Как и смерть, например. О чем я тоже очень часто говорю в своих работах.
На сцене вы отличаетесь от большинства других флористов своим неформальным стилем - одеждой и поведением. Это часть имиджа или проявление вашей индивидуальности?
Не знаю, я никогда об этом не думал. Я стараюсь выглядеть естественно. Я не стремлюсь создать иллюзию, которая должна меня характеризовать. Я стараюсь быть тем, кем я себя чувствую что чувствую, поэтому образ явно характеризует мою личность. Я надеюсь, что он не злой. Или не кажется искусственным. Я бы не хотел вести себя иначе, чем я есть внутри.
В ваших работах можно прочесть красоту и свободу, все это в сочетании с вашим образом кажется, что вы близки к философии культуры хиппи. Так ли это?
Я определенно не люблю правила. Я не люблю скуку. Мне не нравятся мнения, которые ограничивают свободу творчества. Очень печально, когда сегодня люди ограничивают себя в творчестве, потому что существуют правила, созданные другими поколениями. У каждого поколения есть свое место в эпохе и времени, в котором оно находится. Человек должен стремиться к лучшему, что он может создать и ничего не должно его ограничивать. Очень важно создавать пространство для развития каждого нового поколения. Дайте им возможность для саморазвития. Покажите им, что они уникальны, и дайте им свободу.
Есть также сильная связь с модой, и кажется, что вы вдохновлены этой индустрией. Насколько близка и интересна вам эта область?
Я работаю с модой уже очень давно. Более десяти лет. Это часть меня. Для меня важно связать разные направления дизайна. В наше время дизайн имеет широкий спектр и он предлагает множество эмоций.
Как изменилась флористика за последние годы и куда направлены тенденции?
Мы живем в такое время, когда флористика занимает важное место. Люди присматриваются к естественному течению жизни, к природе. Это стиль жизни, за которым будущее. И наша задача - эстетическая пропаганда природы. Но мое мнение, мы очень мало используем этот потенциал. Наше ремесло не может отражать эту скорость. Флористика, безусловно, прогрессирует, но не так быстро, как должна. Я думаю, что в настоящее время она может определить направление всего дизайна, стать тем маркером, который определит будущее.
Каковы основные тенденции 2023 года?
Я очень надеюсь, что все направления дизайна не будут зависеть от политики. Но я не знаю, насколько это реально. Важно, чтобы творчество было на первом месте. Фантазия - это то, что отличает нас от классического общества потребления. Это единственный инструмент, который может отличить нас от коммерческих сетей, которые являются нашей самой большой угрозой. Поэтому мой девиз на 2023 год - не бояться экспериментировать. Даже если время будет очень тяжелым. Оно будет очень требовательным. Очень важно не забывать о нашем предназначении. Это радость. Это любовь. Так что не бойтесь цветов. Заряжайте людей энергией. Надейтесь. Не бойтесь экспериментировать.
Назовите три лучших флориста на данный момент?
В данный момент? Нику Боканча, Кони ван дер Вестерлакен, Томас де Брюйне.
Последний вопрос. Представьте себе, что я - начинающий и очень талантливый флорист. У меня есть один день. С кем из известных вам людей (живых или умерших) я должен позавтракать, пообедать, поужинать и остаться на афтепати?
Я точно знаю конкретный ответ на этот вопрос, если бы им был я сам. Если бы это было возможно, я бы хотел снова встретиться со своими бабушкой и дедушкой. Пойти к ним домой на ужин, который приготовила бы бабушка, и поделиться с ними теми мыслями, которые у меня сейчас в голове. Я знаю, что до их смерти этот разговор был бы другим. Я многим им обязан.
А потом, я бы хотел встретиться с последним выжившим человеком на этой земле. И я бы попросил у него прощения за то, что мы не сделали гораздо большего, когда это еще было возможно...