Юрий Дударенко сооснователь одного из самых успешных образовательных российских проектов в сфере флористики — Moscow Flower School сегодня является для многих образцом для подражания в плане визуального контента, построения бизнес модели и рабочих процессов, поэтому нам было особенно интересно пообщаться с Юрием и узнать о том, как устроена одна из ведущих школ на постсоветском пространстве.
Флористов нам представлять всегда легко. Мы говорим о титулах, различных регалиях, как бы вы сами представили себя?
— Юрий Дударенко — сооснователь и бренд директор образовательного проекта Moscow Flower SchoolКакие функции вы выполняли в школе изначально, как менялся ваш функционал со временем и какой он на данный момент?
— Изначально я придумал весь концепт, включая название и принципы школы, которые подразумевают, что она не будет заточена под одну какую-то студию, а будет включать профессионалов – ивент декора и флористики, которые практикуют и могут дать профессиональные знания. При этом они могут быть конкурентами, но в школе объединяют свои силы, чтобы вырастить новое поколение талантливых флористов и декораторов.Поэтому, изначально я занимался неймингом, брендингом, социальными сетями и продвижением. Так было до декабря 2016 года, после чего я перешел на оперативное управление и стал бренд директором. Сейчас я занимаюсь вопросами стратегического планирования, определяя куда движется МФС в условиях всех штормов, которые нас окружают и занимаюсь руководством команды, ведь нас уже почти 20 человек, не считая педагогов.
Какие позиции у вас есть, чем они занимаются?
— У нас уже достаточно разветвленный персонал. У нас есть образовательный отдел, который занимается подготовкой учебных материалов, разработкой курсов и так далее. Есть графический дизайнер, который готовит все, начиная от презентаций и заканчивая социальными сетями, ведь нам важно придерживаться одной стилистики и айдентики. Также у нас есть отдел внешних коммуникаций, в нем 4 человека, это руководитель, человек отвечающий за Инстаграм и ВК, человек отвечающий за Телеграм канал и человек отвечающий за статьи и интервью. Есть отдельный специалист, который занимается закупкой цветка. Также у нас есть финансовый аналитик, два администратора и два человека в службе заботы о клиентах, которые в офлайне и онлайне следят за тем чтобы на все вопросы были ответы, за своевременное информирование клиентов и другие вопросы. Естественно есть отдел продаж, которые разделяются на офлайн и онлайн. Есть таргетолог, видеограф и у нас есть человек, который занимается настройкой внутренних процессов, так называемый скрам-менеджер. Конечно у нас есть бухгалтер и моя жена Ольга занимает позицию финансового директора.Как вы подбираете персонал, какие требования у вас к вашим работникам и какие требования отдельно к педагогам?
— В последнее время на первый план выходит эмпатия. Может быть это странно звучит, но это так. Само собой профессиональные навыки важны, но мы школа, образовательный проект и крайне важно чтобы сотрудники были неравнодушны, и понимали для чего и для кого мы существуем.Такое же требование для преподавателей, помимо профессиональных качеств, это умение грамотно говорить. Потому что я иногда с ужасом слушаю, как некоторые педагоги излагают свои мысли. Я понимаю, что народ у нас может быть и не избалованный, но я считаю, что это в принципе не допустимо для образовательного проекта, чтобы люди не грамотно говорили, не могли четко сформулировать свою мысль, использовали какие-то просторечные выражения. Понятно, что где-то можно обсуждать проекты и задачи и с матерком, но нельзя забывать что мы школа.
Все мы часто сталкиваемся что не каждый хороший флорист может быть хорошим педагогом? Заметили ли вы это на опыте своей работы?
— Это абсолютно верное замечание, аксиома не требующая обсуждения. Даже больше скажу, бОльшая часть флористов не педагоги и в этом можно убедиться на примере многих флористов, которые занимаются преподаванием, настолько плохо они объясняют и структурируют материал. Надо также понимать, в школе, помимо всего прочего, проходит работа с педагогами. Мы постоянно помогаем им не забывать что педагогика и флористика две разные вещи и опыт должен быть адаптирован, к уровню студента, проработан и структурирован. Поэтому могу сказать, что педагоги приносят нам опыт профессиональный, а мы делимся образовательным опытом и помогаем адаптироваться. Чудес не бывает и преподавателей от Бога не бывает, все это результат совместной работы, занятий, тренировок и постоянных работ над ошибками.
Если мы говорим о флористическом обучении – есть школы, которые работают уже очень давно, у них преподают педагоги — флористы с огромным опытом и регалиями. Но в последнее время все больше студентов отдают предпочтение молодым проектам, с другими подходами, таким как ваш, или похожим на вас. Почему так происходит по вашему?
— Я анализирую и вижу, что сейчас большая часть новых проектов, это отколовшиеся педагоги от крупных школ, ушедшие в самостоятельное плавание. Я считаю, что молодые проекты, хотя мы, наверное, не такой уж и молодой проект, пользуются интересом потому что у них есть живость общения, отсутствие зашоренности и понятный месседж – не усложнять, быть классными, улыбаться, использовать современный дизайн в подаче и айдентике, может быть это то, чем и мы в свое время отличались. Но тут важно понимать, люди не любят усложнять. Проблема «старых» школ как раз в их закостенелости, в невозможности упрощать. В них нет жизни и иногда складывается ощущение, глядя на их работы, что с пыльной полки сняли нечто нафталиновое и пытаются придать этому новую жизнь.Запрос на так называемую «высокую» флористику вообще еще актуален?
— Сам только термин – «высокая флористика» отсекает большую часть людей. Мы здесь «высокие», а вы где-то там, попробуйте до нас еще дойти. А молодежь берет тем, что выходит к людям на их уровне, не заявляя, что они выше или ниже. Но я думаю, именно сейчас спрос на техники с трансформацией материала, экономией цветка обретет вторую жизнь, но при условии, что старые школы смогут омолодиться и стать более современными, или если кто-то из молодых сможет адаптировать эти техники под современный подход, чем например мы сейчас заняты. Ведь понятно, с цветком будут проблемы, его будет нахватать, а ассортимент и разнообразие значительно уменьшиться и мы, сталкиваясь с этими проблемами, будем вынуждены находить ответы и надо отдать должное, что как раз старые техники в этом очень сильны и актуальны.А вы согласны с мнением, что флористика становится все меньше про творчество и все больше про прагматичный расчет?
— Мы чувствуем и видим что людей, которые занимаются для себя, чтобы приобрести какой-то новый скилл, а не пойти работать в салон становится больше и скорее, в будущем будет просто жесткое разделение на курсы для тех кто хочет работать, может быть с какими-то «гос корочками» и хардкором, когда цветок просто убивается от интенсивности работ и курсы творческие, где будет больше свободы выбора, где будет более дорогой цветок, который меньше мучают и забирают домой. И нужно будет просто понимать что это две разные группы людей. Одна, которая понимает что будет работать флористами, у них есть конкретный, узкий запрос на обучение техникам и цветок выступает как рабочий материал. На этот курс будут приходить например офисные работники, попавшие под сокращение и нуждающиеся в переобучении и флористика для многих соблазнительна в этом случае. Также, будут творческие курсы, куда люди будут приходить отдыхать, как к примеру на курсы керамики, где цветок будет выступать в качестве вдохновения.Вы критиковали подходы Worldskills и конкурсной флористики, говоря о том, что они сейчас оторваны от реальности и работают над тем, что не востребовано рынком, ваше желание предложить свое видение не угасло и чтобы вы хотели предложить в качестве альтернативы?
— Нужно понимать, что сегодня работать с государственными структурами очень непросто. Зачастую, столько сил уходит на то чтобы все согласования пройти, что потом времени на адаптацию конкурсной программы, просто не остается. Если честно, вообще дальнейшая судьба Worldskills не ясна, возможно в дальнейшем появиться какой-то аналог, более русифицированный, что ли. Вообще, Worldskills не живая история, о которой большинство людей просто не знает, поэтому нам не интересно туда идти, это узкая история, с аудиторией молодых людей до 21 года, о чем большинство наших студентов не знает ничего. Поэтому желания приложить туда свою светлую голову не возникнет, пока это не станет какой-то более популярной историей, но это не отменяет того факта, что в конечном итоге мы придумаем свой конкурс и, честно говоря, актуальность этого назревает, особенно с учетом того, что нас выпрут из всех европейских конкурсов и тенденция такова, что потребность в альтернативных внутренних конкурсах обязательно появится.Программа школы это статичный фундамент, или вы экспериментируете с введением, выведением тем, заданий? Как этот процесс проходит у вас?
— Она не статична. Мы постоянно меняем и адаптируем ее, в том числе благодаря обратной связи со студентами. Улучшайзинг наше все и это то, чем мы постоянно занимаемся. Процесс простой – мы снимаем обратную связь со студентов, потом обсуждаем с сотрудниками, насколько мы можем внедрить ту, или иную идею, если да, то тестируем на двух потоках курсов и потом принимаем решение оставлять ее или нет.
Как сейчас работает школа и что с ней будет в будущем?
— Сейчас школа работает в Москве в прежнем режиме. Мы публикуем расписание до февраля 2023 года, мы повысили цены, но не так сильно, как могли бы, продолжаем надеется на лучшее. Будем адаптироваться в плане закупок, работать с российской розой и я вообще считаю, что многие наши производства недооценены и хотя бывают проблемы с качеством, уверен, что сейчас мы можем быть полезными друг-другу. Вторая большая задача – реабилитировать онлайн, чтобы люди говоря об онлайн обучение не морщили носы, а знали что есть продукт, который настолько круто сделан, что учиться можно в удовольствие и будет результат.Алматы, как вы тут оказались? Что стало причиной и главное, какие ваши дальнейшие планы?
— На самом деле у нас много выпускников из Казахстана и по совокупности факторов мы решили переехать сюда – русский язык, связь с Россией, сухопутная граница и я считал что мы можем быть полезными здесь и не ошибся, спрос на образование здесь достаточно большой и идет разговор о запуске вместе с местными ребятами совместной конференции и в последствии открытии филиала школы.Не каждый бизнес может быть масштабирован, как и опыт ведения бизнеса, бизнес модель – может быть уникальной, непригодной для использования в других странах и условиях. Вы считаете что вашу модель можно интегрировать?
— Наш процесс обучения и модель можно спокойно интегрировать. Что мы и делаем сейчас. Скорее всего даже останется аббревиатура, просто добавится приставка Алматы. В случае с Казахстаном мы можем применять нашу программу практически не адаптируя, разве что ассортимент цветов и упаковку. В России бизнес все еще вести можно, но возможно это такой пинок и мне немного обидно и стыдно перед нашими соседями, что мы в Казахстан никогда не приезжали и так его игнорировали. При том что тут много цветочных салонов и при этом не хватает школ. Как раз сейчас на местной известной цветочной ферме встречаемся с флористами и все живо откликнулись, всем не хватает общения и точки объединения, которой безусловно может стать школаНазовите топ 3 российские школы флористики сегодня и объясните, почему вы так считаете?
- Николь, мы и Академия Lacy Bird. Вы знаете, я все равно скажу что Николь входит в топ3 и я как минимум уважаю их за то как давно они существуют и знаю сам как изо дня в день тяжело двигаться в своем проекте, хотя у нас были разные моменты отношений.Чувствуется ли между школами в России конкуренция? Если да, то в чем она выражается и насколько ее наличие важно для вас? Как складываются отношения между школами?
— Раньше я дико бесился из-за конкуренции, хотя по факту жесткой конкуренции между школами нет и это расслабляет. В пандемию я проходил курсы по стратегическому планированию и там было очень хорошо разложено по поводу конкуренции, что я даже прослезился – почему я раньше так не думал? Конкуренция помогает двигаться вперед всем. Это выгодно для всех и особенно для клиентов. На самом деле я осознал (о чем я кстати уже говорил в подкасте Лены Романовой), что мне не хватает сильной конкуренции и когда я смотрю на то, что делают наши школы, мне становится грустно, я даже не говорю о копировании наших идей, они все равно не сделают как мы, а мне бы хотелось отталкиваться от их идей, но пока то что я вижу – тоска зеленая.
Вы много общались, учились и работали с американскими флористами? Расскажите про этот опыт, оказался ли он полезен в реалиях европейской флористики?
— Мы начали свою деятельность с обучения в Америке и целенаправленно ехали туда, понимая что там работают люди обладающие тем опытом, который мы хотим здесь транслировать. Я уверен, что если чем-то заниматься профессионально, то нужно учиться у тех, кто тебе близок по идеям и по духу. Это был гигантский скачок и когда мы в 2013 году съездили на конференцию в Нью-Йорк и познакомились с гениальными, я не побоюсь этого слова флористами, мы уже были знакомы с Холли Чаппел, но там мы познакомились с Ариеллой Сезар с Карен Транн, побывали в свадебной студии Марты Стюарт – а это вообще мекка свадебной индустрии, мы побывали на складе известного свадебного декоратора, его зовут Девид Бим, он не публичная личность, оформляет частным лицам большие свадьбы, но, тем не менее, когда заходишь на склад, то сразу понимаешь что это очень серьезный человек и для нас это до сих пор планка. Это то, к чему стоит стремиться.Еще мы были в Китае, где у нас партнерская программа с пекинской школой флористики – Cohim для нас это тоже было большим толчком вперед и когда я там оказался впервые, в марте 2018 года, я понял каким хочу видеть МФС. Я как будто увидел классный сон с позитивным будущим — с крутым просторным помещением, с отдельным кабинетом для персонала, с разными преподавателями и классами в которых проходят несколько занятий и курсов и самое забавное что сейчас так и есть и даже помещение похоже на то, что мы увидели в Пекине.
Также я считаю, то, как выстрелил проект моей жены — Flower Bazar, занимающийся свадебным декором, который получил премию журнала Wedding в 2015 году и в принципе вышел на топовый уровень свадеб, случилось благодаря тому, что мы поставили увиденную планку и использовали подходы к работе взятые у американцев и до сих пор его транслируем. Я уважаю этих людей, за их трудолюбие, они не боятся засучить рукава и делать, делать круто, чтобы не было стыдно и не тяп-ляп.
Ну а когда мы в 2013 году привезли Холли Чаппел в Москву и увидели какие крутые ребята собрались на ее мастер-класс, мы поняли что должны запустить свой образовательный проект. Мы поняли что сформировался пласт людей, готовый потреблять современный образовательный контент и мы просто обязаны это сделать используя свои связи
История MFS началась с курсов декораторов. Потом уже добавилась флористика. Какое сейчас соотношение этих двух ветвей?
— Не совсем так, у нас сразу был курс и декораторов и флористов, но на курсе декораторов первое время мы сами не очень понимали, чему учить, поэтому там флористики было очень много. Со временем появилось разделение, в декоре мы стали говорить о трансформации пространства, а во флористика о работе с цветами и наверное мы были первой школой, которая вела отдельно направление декора и флористики. Хотя повторюсь, мы недавно смотрели архив фото и с удивлением заметили как на курсе декораторов тейпируют цветы. Тогда наверное это было актуально, потому что декораторы занимались всем, а к 16-18 году мы адаптировали наши курсы и полностью поменяли программу под реалии рынка. Сейчас, честно скажу, флористики у нас гораздо больше, к декору мы вернуться не можем. Началось с пандемии, когда ивент декор сильно просел и с тех пор мы больше внимания уделили флористике. Не исключено, что для декораторов мы сделаем отдельный онлайн курс, тем более что большое количество материалов уже записано. Возможно сейчас пришло время вновь во флористику добавлять декор, поскольку реалии рынка – экономия ресурсов и возможно вновь декораторам придется заниматься и тем и другим.Онлайн курсы сейчас наверное находятся на пике популярности. Вы работаете и офлайн и онлайн, на ваш взгляд, научить ремеслу (неважно флористика или что-то другое) онлайн – реально?
— Как я уже сказал, у нас красным выделена задача — реабилитировать онлайн образование флористике и доказать, что это абсолютно ничем не хуже офлайн и даже круче, у вас гораздо больше времени на освоение материала, у вас возможность получить больше знаний, есть возможность создавать свой график обучения и мы будем помогать людям в этом тоже и кроме того, есть возможность пересматривать тот материал, который не зашел вначале.Minsk Flower School и Kazan Flower School – выбирали свои названия, основываясь на SMM и маркетинге. Легко запоминается, выдается в поиске, легче выстраивать коммуникацию и SMM – чем вы руководствовались, создавая бренд?
— Не буду скрывать, когда мы были в Америке, мы узнали о New York Flower School и она кстати очень маленькая и нишевая и тогда подумал что какое же крутое название, почему бы не сделать Moscow Flower School. Minsk Flower School, Kazan Flower School и даже London Flower School – появились после нас и я даже уверен, что они сделали это глядя на нас. Кстати, с точки зрения айдентики, Moscow Flower School – выглядит круто, потому что в каждом слове одинаковое количество букв и получается очень ровный логотип, прямоугольная стильная конструкция, но в последнее время мы уходим от этого длинного названия, был момент, когда длинные названия были крутыми, но сейчас тенденция на то, чтобы укорачивать и даже на то, чтобы убирать из названия гласные буквы, так делают многие фэшн бренды, а мы постоянно следим за трендами и развитием событий.Бизнес разделился на «до 24 февраля» и «после». Какие решения вы принимали и какие бизнес процессы изменили?
— Действительно, это так, я лично для себя принял решение, что нужно заняться тем, что мы давно откладывали и наш приезд в Казахстан, открытие франшизы в других городах для меня было давней мечтой, но все это откладывалось из-за более важных задач, но после 24 февраля я понял, что ни в коем случае нельзя откладывать вещи, которые можно сделать, поэтому мы сейчас здесь, занимаемся открытием филиала, а я разбираюсь в теме франшизы. Кроме того, признаюсь что раньше мы закрывали глаза на реалии и на действия российского правительства и того какие ценности государством транслируются, поэтому, в каком-то смысле мы готовы адаптироваться в России и быть более прагматичными и даже пойти на встречу правительству Москвы, с которым мы общаемся благодаря нашему сотрудничеству с Техноградом и помочь им в создании курса, на который бы приходили переучиваться люди с биржи труда, получая новую профессию. Это максимально простая история с ограниченным цветком, не та, которой мы вс это время занимались, но, тем не менее морально я к этому готов. Это важно потому что я хочу чтобы бренд существовал, а команда имела работу, тем более мы долго ее отстраивали и я думаю что она лучшая на рынке, поэтому если есть спрос на такие жесткие курсы по госзаказу, мы это можем делать и будем делать.Как вы думаете, что будет дальше? Чего ждать флористам, декораторам, владельцам салонов?
- Думаю что будет схлопывание рынка. Могу обобщить и не сильно ошибусь, сказав что во флористику часто приходили люди, которые пользовались тем, что рынок идет на подъем, все было просто, без бизнес-плана, расчета рентабельности, на глазок и сейчас этих людей будет вымывать. Например, мы знаем, что в большинстве салонов люди даже толком не оформлены и это уже говорит о том, что эта вся история написана на коленке.Я надеюсь что салоны наконец посмотрят в сторону внедрения систем управления цветочным бизнесом, чтобы понимать, что происходит в финансах, в учете клиентов, в учете цветка и все это сделает нашу сферу более сильной. Яндекс вводит флористику в свой спектр интересов, что даст флористам возможность зарабатывать. Также Деливери планирует вводит сервис доставки других товаров, помимо еды и если флористика войдет в этот перечень, то те студии, в чьих городах работает эта компания, получат огромную поддержку и помощь.
Я думаю, появится много студий, которые начнут выращивать цветы сами. Конечно, это будут не все позиции, но я знаю, что например на юге студии имеют свои плантации, которые их обеспечивают цветком в сезон и на праздники. Это важно еще и потому, что флорист сам производя цветок, больше его ценит, а мы часто сталкиваемся с тем, что многие флористы не знают и не интересуются, что самое печальное, тем, как цветок производится, не уважают труд фермеров и производителей. Когда флорист почувствует ценность цветка, ее почувствует и клиент, потому что мы по-другому начнем и им рассказывать про то, какие у нас цветы, а это уже тренд на локальное потребление, который никуда не делся, а сейчас, будет еще и усилятся.
Салоны останутся, стильные букеты останутся, у флористов есть еще очень много резервов чтобы адаптировать себестоимость создаваемых букетов, чтобы быть в современных условиях реалиях эффективными, не предлагая при этом три розы в целлофане и мы на курсе этому обучаем. Выиграют сейчас те, кто сможет предлагать креативный подход, классические техники, но переосмысленные на новый лад и в том числе те, кто может найти более прагматичный подход подать букет клиенту. В этом всем есть огромные возможности для адаптации.