Это, пожалуй, была первая подобная трагедия в нашей суверенной истории, причиной которой стало роковое стечение обстоятельств, ставшая настоящей незаживающей раной в сердцах целого поколения минчан.
Справка:
«30 мая 1999 г. многие минчане пришли на берег реки Свислочь на праздник пива и приуроченный к нему концерт группы «Манго-Манго». Внезапно началась гроза, сопровождаемая крупным градом. Около двух с половиной тысяч молодых людей попытались укрыться от непогоды в подземном переходе. В результате давки погибло 53 человека, среди которых 40 девушек и два сотрудника милиции, пытавшиеся спасти людей. Большинство погибших — молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Только трём погибшим было более тридцати лет — 36, 47 и 61 год. Более 150 человек получили различные ранения».
Наш журнал решил пригласить трех известных минских флористов, которые так или иначе коснулись той трагедии, и попросил поделиться своими воспоминаниями и чувствами, которые они испытывают по отношению к ней. Каждый из них представил свою композицию отражающую всю глубину и боль этого страшного происшествия.
Маша Рыкова
Когда это произошло, я была ребенком, но я помню этот день. Это стало первой трагедией в моей жизни, которая была такая страшная и такая близкая. И конечно, каждый раз спускаясь в метро, или проходя мимо, я помню об этом. Глядя на мемориал, я думаю, что лучше памятника, чем эти сломанные цветы – розы и тюльпаны, наверное, нельзя было придумать.
В Минске есть еще одна скульптура– «Девочка под зонтиком», которую создал Владимир Жбанов, это его видение и отклик на трагедию, но очень часто можно увидеть, как горожане фотографируются рядом с ней, не понимая ее истинное значение.
Когда я работала над своей композицией, я думала обо всех трагедиях, которые происходили в метро, как страшно было людям. Вообще, я очень боюсь толпы и узких пространств и для меня, то что произошло кажется невероятным ужасом. Цветы в моей работе это чьи-то дети, любимые… даже судьбы.
Я помню репортаж, его сделали сразу, после того, как следы этой ужасной трагедии убрали и рядом, на ступеньках в метро, лежали чьи-то босоножки, это страшные кадры и всегда, когда я вижу брошенную обувь, я вспоминаю эту трагедию и мне становится горько.
Я хотела выразить давление, показать как плиты давят на цветы, которые в свою очередь давят друг на друга, это оказалось непросто, ведь между цветком и человеком я проводила параллель и из-за этого, наверное, не смогла полностью реализовать идею.
Не всегда получается отказаться от стремления сделать что-то красивое. Здесь же мне нужно было продемонстрировать нечто обратное, для меня это был первый подобный опыт.
Я очень хорошо помню отпечатки ладоней на верхней плите и было очевидно, учитывая высоту, что человек, который ее коснулся, стоял на других людях. Эти отпечатки почему-то долгое время не оттирали…
Поэтому, одним из элементов был горошек, он может быть не так заметен в композиции, но символизирует попытку зацепиться, продолжить жизнь.
Оксана Орлова
Я училась на втором курсе института, когда произошла эта трагедия. Вспоминая свои чувства – первое, о чем я думаю – беспомощность. Непонимание того, как это вообще могло произойти.
Сейчас я мама и особенно тяжело сознавать, что в этой трагедии, в этой давке, погибли именно подростки и многие матери потеряли своих детей. Невозможно представить, невозможно думать об этом, что ребенку, оказавшемуся там, в той ситуации никто не смог помочь.
На одном из кладбищ города есть могила молодой девушки, которая погибла в тот день в давке, ее звали Маша, это дочь известного скульптора – Михаила Инькова. На могиле стоит памятник – девушка в длинном свадебном платье – он отражает всю ту боль, все те чувства, которые испытал человек потерявший ребенка.
Что же касается моей работы, то я долго думала перед тем как согласиться, сомневалась. Я использовала одуванчики, их 53 – ровно столько людей погибло в тот день. Стоит подуть и пушинки-семена улетят далеко, в небо, словно души этих людей… куда-то, где им легко и спокойно.
Светлана Кононович
Я помню, что день этот начался очень хорошо. Я была загородом, на детском туристическом слете. Солнце, дети, речка, палатки. Была прекрасная погода, и мы задержались до вечера, возвращаясь мы как раз проезжали по проспекту Победителей, тогда еще, он носил имя Машерова, мимо Дворца спорта, как раз мимо того места, где проходил концерт. И так совпало, что музыка с концерта слилась со звоном колоколов в честь праздника Троицы, а в небе, нависла огромная, страшная, мрачная грозовая туча и я хорошо помню, как в моей душе появилось тяжелое чувство, надвигающейся беды.
Дождь полил просто сплошной стеной, потекла вода, сдвинув даже припаркованные машины и через какое-то время, мы включили телевизор, увидели репортаж и начались звонки на домашний телефон, ведь тогда не был так развит интернет и мобильная связь.
Первой моей реакцией было непринятие случившемуся – люди, пытающиеся укрыться от дождя в метро так страшно и нелепо погибли, из-за одного неправильно принятого решения. Даже не могу представить себе, что чувствовал потом этот человек, отдававший приказ закрыть вход.
Очень символично и место, на мой взгляд, речка Немига, которая протекает здесь в бетонной трубе и та кровавая битва, которая прошла здесь когда-то (Битва на Немиге – 1067г)
Все это для меня сошлось в одну точку — странные, непонятные поступки и эти знаки…