Сербская художница - Марина Абрамович по праву считается одной из родоначальниц темы перфоманса и акционизма и одним из самых ярких представителей современного искусства. Ее творчество по большей степени посвящено экспериментам с человеческим телом, а также с гранями и порой темной стороной человеческой психики.
На ее счету было много различных удивительных перфомансов на грани допустимого, но пожалуй самый яркий из них прошел в Неаполе, в 1974 и носил название Rhythm 0 о котором мы хотим вам рассказать.
Суть эксперимента была проста - художница планировала неподвижно простоять в одном из выставочных центров позволяя его посетителям совершать с ней любые действия, для чего перед собой она расположила предметы, которыепосетители могли использовать.
Пояснительная табличка к перфомансу гласила:
«Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».
Предметы были поделены на две категории - одни относились к "удовольствиям", другие к "разрушению", и если среди первых были довольно безобидные предметы, такие как перья или цветы, то среди предметов для разрушения были бритва, молоток и даже заряженный пистолет.
Сначала посетители были в недоумении и просто разглядывали художницу и предметы, после чего несмело они стали сипользовать безобидные предметы, дарили цветы и даже целовали Марину, но очень скоро любопытство и доступность героини, а также безнаказанность за содеянное привели к тому, что посетители перешли к предметам для разрушения.
Примерно к середине времени отведенного на перфоманс используя ножи и лезвия с нее срезали всю одежду, а кто-то даже попытался сделать надрез на коже. В какой-то момент один из посетителей вложил в ее руку пистолет и направил его на нее.
Так художница делится своим собственным впечатлением о выставке и ее смысле:
- "Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану.
После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос... Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими..."